Для болельщиков Майнца известие об уходе Томаса Тухеля с поста наставника «карнавального клуба» было самым настоящим шоком. Тухель за свои пять лет работы в Майнце не только придал клубу его аутентичный облик, но и привел к серьезным успехам. С июня месяца бразды правления в клубе переходят к Касперу Хьюлманду. Этот молодой тренер работал доселе в датском Нордшелланде и вывел сей скромный клуб в групповую фазу Лигу чемпионов, что уже является достижением. Кажется, Майнц и Хьюлманд со своим бравым запалом и смелым игровым виденьем футбола прекрасно подходят друг другу. Вопрос лишь в том, справится ли датчанин с таким своеобразным клубом как Майнц, и не повторит ли он горькую судьбу своего земляка Столе Сольбаккена в Кельне.
Когда пресс-конференция закончилась, новенький и его руководители, ответив на вопросы назойливых журналистов, позволили себе несколько прохладительных напитков в таверне «Schneiders Haasekessel». Она расположена прямо за «Брухвегом», старым стадионом Майнца. Каспер Хьюлманд ответил на все вопросы и просмотрел тренировочный центр.
Ему понравилось всё то, что он увидел на пресс-конференции. Он и сам произвёл очень приятное впечатление, и в этом был его главный плюс.
Умный ход
Каспер Хьюлманд – почти незнакомый тренер почти незнакомого клуба из почти незнакомой лиги. Было много вопросов по его кандидатуре, и поскольку первое впечатление самое важное, то датчанин прекрасно подготовился к нему.
Похвалить работу его предшественников, Томаса Тухеля и Юргена Клоппа, было очень умно. А назвать ещё Вольфганга Франка, который в середине 90-х придал клубу более-менее узнаваемое лицо и стал учителем Клоппа, было не менее умным тактическим ходом.
«Это показывает его живой ум, а также чувство такта. Каспер прекрасно чувствует ситуации и людей. Он – прекрасный тренер, всегда в «теме», он человек, который вызывает у людей огромную симпатию», – сказал спортивный журналист «Morgensavisen Jyllands-Posten» Троель Хенриксен.
Точный профиль
На презентации Хьюлманд не бросался шаблонными фразами, а чётко вдумывался в свои слова. Во многом он похож на своих предшественников. Именно это так нужно было Кристиану Хайделю в поисках нового тренера.
Майнц – особенный клуб в Бундеслиге, посему неудивительно, что поиск преемника Тухеля должен был соответствовать чётким параметрам. Семистраничный профиль кандидата существует уже годами, на выхлопе должна быть видна тренерская команда – таких тренерских икон, как Тухель, Клопп и Франк.
«Тренер должен подходить под нашу клубную философию. Клуб никогда не будет менять свою философию под нового тренера», – чётко заявил Хайдель. Когда он встретился с Хьюлмандом в середине апреля и провёл с ним двухчасовую беседу, то сразу понял, что перед ним сидит новый тренер Майнца.
В центре внимание великие дела
Хайдель был «впечатлён» идеями Хьюлманда, как надо руководить клубом. Для него было решающим фактором то, что работа тренера не заканчивается у бровки во время тренировок. Важно, чтобы он всегда держал во поле зрения серьёзные вещи.
«Это его одна сильных сторон – впечатлить своими идеями не только всех игроков, но и весь клуб», – говорит Хенриксон. Хотя в Нордшелланде у него для этого были практически идеальные условия.
Для богачей из Копенгагена футбол был делом десятым. Здесь нет рабочего класса, а ФК Нордшелланд был клубом без культуры боления. Там нет местной газеты, которая была бы заинтересована в развитии клуба. Хьюлманд перешёл эту пустыню и за четыре года вывел клуб, что называется, из грязи в князи. Чемпионство связанный и с ним выход в групповую стадию Лиги чемпионов, хотя клуб «вообще, не должен был попасть в Суперлигу», было в 2012 году встречено как самая настоящая сенсация.
Мозг
В Нордшелланде он получил прозвище «Мозг». Он очень тщательно и детализировано подходит к работе, но не является при этом педантом. Суровый труженик с мягкими чертами, хороший коммуникатор и мотиватор. Он посещал тренировки у Пепа Гвардиолы и подсматривал много мелких деталей у таких великих тренеров как Луис ван Галь, Юрген Клопп и Лео Бенхаккер.
Он очень рано познал тёмные стороны футбола, закончив активную карьеру в возрасте 20 лет из-за тяжёлой травмы колена. Зато вкусил и жизни вне футбола: выучился на факультете спортивного менеджмента, один семестр учил философию в Джексонвилле (США). Он молод, динамичен, он как будто прототип из лаборатории по изготовлению современных тренеров.
Лучший подход к игрокам?
Несмотря на сходство с Тухелем, ему приписывают одну способность, которой, пожалуй, не хватало его уставшему от работы предшественнику: Тухель за свои пять лет в качестве тренера был очень часто недоступен для игроков. Хьюлманд планирует совершенно другой подход – приблизиться к команде. «Ты должен знать, кто твои игроки. Лишь тогда ты сможешь выжать из них самое лучшее», – говорит он.
42-летний специалист может очень быстро «создать теплоту между собой и своими подчинёнными. Он – ловец людей в позитивном смысле. Люди всегда воспринимают то, что он говорит. Никто ещё не обронил о нём дурного слова. Но в Бундеслиге ему придётся принять и жесткие условия. «Здесь ему придётся пробивать путь к звёздам иначе, чем в Дании, где футболистам не требуется особого ухода», – считает Хенриксен.
Хьюлманд должен оставаться гибким
Хьюлманду уже давно ясно, что нужно найти золотую середину между своими предпочтениями и столь нужным прагматизмом. Майнц – клуб, отнюдь не блещущий сильными индивидуальными футболистами, он чаще всего болтается во второй половине Бундеслиги. Гибкость Тухеля была всегда отличительным знаком «карнавального клуба».
Майнц при Тухеле на каждую игру преподносил своему сопернику очередной сюрприз в плане тактики, игровой идеи, состава. Так должно продолжаться и дальше, ибо Майнц по-другому играть просто не умеет. И Хьюлманд не мог иначе, когда давал своё согласие на эту работу
Не тянуться за первым же шансом
Эпизод со Столе Сольбаккеном, который с Копенгагеном брал несколько лет подряд чемпионские титулы и должен был стать тренером сборной, сохранился в памяти у тренера Майнца. «Если ты спросишь десять тренеров в Дании, хотят ли они переехать работать в Бундеслигу, то девять из них скажут “Да, конечно”», – сказал перед последним туром в Дании Хьюлманд.
Сольбаккен тогда решился тренировать Кёльн. Он знал об имидже клуба и его нервозных дёрганьях, если всё идёт не по плану. Но он решился. Хьюлманд никогда бы на такое не пошёл.
С июня он будет находить себя в Майнце. «Я даже не думал, что будет так легко найти клуб, который прекрасно подходит для меня», – обосновал своё решение сам Хьюлманд. Жена Вибекке и дети Маркус, Миккель и Лива поедут вместе с парой в Майнц.
Возможно, и его ассистент Флемминг Педерсен переберётся в Германию. Он был на презентации своего шефа и чуть позже говорил о «приятной дрожи».
«Кэспера Хьюльмэна», как правильно произносится имя новенького, ждёт не только Майнц. «Говори, что ты делаешь и делай, что говоришь. Доверяй себе и тому, кто ты есть», – сказал он. Это когда-то говорил Томас Тухель. Но он теперь в прошлом.