Уволив Йенса Келлера через 60 дней после назначения, Штутгарт решил сыграть в русскую рулетку, назначив на его место Бруно Лаббадию, прежде возглавлявшего Леверкузен и Гамбург. Шаг этот говорит о панике, царящей в руководстве, ибо новый тренер, кроме провалов в обеих командах, не имеет за спиной ничего. И взвалить на его плечи самый проблематичный клуб Бундеслиги можно было только от отчаяния.
Что общего между Йогги Левом, Ральфом Рангником, Маттиасом Заммером, Джованни Трапаттони и Кристианом Гроссом? Если ваш ответ «все они – успешные тренеры, которые были уволены Штутгартом», то вы абсолютно правы. Это может стать утешением для Йенса Келлера, который был уволен в воскресенье после того, как Штутгарт проиграл 1:2 Ганноверу. Это поражение привело к тому, что теперь Штутгарт занимает предпоследнюю строчку в таблице, опережая лишь Боруссию (Менхенгладбах).
«Мы в глубоком дерьме, – без обиняков описал ситуацию с клубом его технический директор Фредди Бобич. – У меня есть свои мысли о том, как мы собираемся вылезать из него.» Однако он отказался уточнить, как именно. Но, по крайней мере, у болельщиков Штутгарта есть теперь имя и лицо человека, который, по мыслям Бобича, будет вытаскивать их из дерьма.
Бобич может рассчитывать на то, что можно было бы назвать «эффектом Лаббадии». Каждая из предыдущих двух команд, которые возглавлял Большой Бруно, хорошо воспринимали его тактические инструкции и традиционно удачно проводили первые игры с новым тренером. Повторение подобного сценария сейчас – это именно то, что нужно Штутгарту, чья единственная задача на сегодняшний день – избежать вылета.
Штутгарт проиграл немало встреч в сезоне из-за достаточно спорных судейских решений и в какой-то мере может считать, что его положение в подвале таблицы не отражает истинной силы команды. С другой стороны, клуб не смог найти достойную замену покинувшим его Сами Хедире и Йенсу Леманну. «Старик» Каморанези провел больше времени на скамейке, нежели на поле. А что касается отношений между молодежью и старшим поколением игроков, то, по слухам, ситуация там далека от идиллии.
Ко всему стоит добавить собственные слабости Лаббадии. И в Леверкузене, и в Гамбурге он получил свою дозу критики за то, что в отношении со своими игроками был черезчур недоступен и высокомерен. Ходили также некие неподтвержденные слухи о романтичных связях (или попытках таковых) между ним и женами игроков. Независимо от того, правда это или нет, короткие взлеты обоих клубов при Лаббадии завершались крутыми пике, и тренер получал отставку, не успев проработать и года.
Теперь Лаббадия вызвался посидеть на настоящей пороховой бочке. Штутгарт – команда не простая. Не так давно фанаты команды осадили автобус со своими же игроками, грозя расправой за неудовлетворительные результаты. Новому тренеру придется завоевать доверие прежде всего болельщиков, и сделать это будет непросто. Потому что если у него есть какие-либо иллюзии насчет того, куда он попал, то пара часов, проведенных на интернет-сайтах болельщиков Штутгарта должны рассеять их без следа.
«Почему Лаббадия? – спрашивает один из болельщик на форуме газеты «Bild». – Он вылетит отсюда быстрее, чем сформирует стартовый состав.»
«Лучший менеджмент Лиги осуществил очередной блестящий ход, наняв именитого тренера, который, как нам обещают, принесет стабильность, – пишет посетитель футбольного форума газеты «Die Welt». – Похоже, Штутгарт, наконец, начал готовиться к вылету».
Последний комментарий достаточно типичен для большинства фанатов клуба, обвиняющих в своих бедах руководство. Одной из ошибок менеджмента фанаты считают бездумную продажу своих звезд без какой-либо приемлемой замены. Кроме Хедиры, Штутгарт лишился Гомеса и Кураньи – двух наиболее популярных игроков, которых Штутгарт продал за последнее время.
Если Лаббадии не удается быстро добиться хотя бы локального успеха, Штутгарт может войти в книгу рекордов Гинесса как команда, сменившая наибольшее число тренеров за один сезон.
И если Лаббадии суждено последовать за Келлером, то логично было бы, если вместе с ним уйдет в отставку все руководство Штутгарта с Бобичем во главе.