Переполненные стадионы, миллионы телезрителей, высокие продажи товаров – чего еще могут желать футбольные клубы немецкой Бундеслиги, спросите вы? Ответ прост: еще больше вложений для повышения конкурентоспособности на международной арене. Чтобы при этом остаться самоокупаемой, Бундеслига должна выйти за пределы своих границ и стать брендом, покупаемым по всему миру.
Четыре немецких клуба вошли в ежегодный рейтинг 20 самых богатых клубов Европы: Бавария, Гамбург, Шальке и Штутгарт. И хотя два дивизиона немецкой Бундеслиги добились в прошлом сезоне рекордных доходов в размере 2,1 млрд евро ($2,9 млрд), впервые с 2003 года общий баланс клубов был отрицательным.
О чем это говорит? О том, что немецкий футбол популярен как никогда, но он же стал дорогим как никогда прежде. И это еще цветочки по сравнению с английской Премьер-лигой или испанской Ла Лигой.
Семь британских команд попали в ТОП-20, однако чистая прибыль Премьер-лиги составляет 4 млрд евро. Ненамного отставет и испанская лига – 3,5 млрд евро.
Одной из основных причин, почему футбол стал настолько дорогостоящим, является конкуренция. Клубы «дерутся» за талантливых игроков, которые стоят дорого. И цены эти взметнулись вверх в последние годы.
Переходы и зарплаты
Самый свежий пример: русский миллиардер Роман Абрамович, который владеет лондонским футбольным клубом Челси, заплатил 50 миллионов фунтов в этом месяце, чтобы купить Фернандо Торреса из Ливерпуля, установив рекорд трансферной цены при переходах из одного британского клуба в другой.
Клубы с богатыми владельцами вроде Абрамовича – таких несколько в Европе – по-прежнему тратят миллионы на трансферы и как-то умудряются «отбить» вложенные деньги. Большинство других клубов залезают в долги, поскольку, стараясь не отстать, начинают жить далеко не по средствам.
Суммы, публикуемые УЕФА, говорят сами за себя: несмотря на то, что ведущие футбольные лиги континента отрапортовали об увеличении доходов на 4,8% (на 11,7 млрд евро) в 2009 году, их расходы одновременно выросли на 9,3% (на 12,9 млрд евро). В результате чего потери составили 1,2 миллиарда евро – почти в два раза больше, чем годом ранее. На зарплаты игроков приходится почти две трети расходов клубов.
Встревоженная растущими заплатами в клубах и, как следствие, растущими долгами, УЕФА планирует ввести новую финансовую схему Fair Play в сезоне 2012/13, которая будет означать новую эпоху экономических отношений в европейском футболе.
Согласно новым правилам, от футбольных клубов будет потребовано, чтобы итоговый баланс в конце сезона был положительным. В противном случае УЕФА будет применять санкции вплоть до отстранения из международных турниров, таких как Лига чемпионов и Лига Европы.
Самый популярный вид спорта в мире
Эксперты считают, что для большинства немецких клубов новые правила не будут проблемными. Благодаря строгой политике лицензирования немецкой футбольной лиги (DFL), клубы Бундеслиги были вынуждены в течение многих лет прилагать немалые усилия, чтобы соответствовать определенным финансовым критериям для получения лицензии.
«Для Бундеслиги практически ничего не изменится, – считает Стефан Людвиг, директор мюнхенского филиала отдела спортивного бизнеса компании «Deloitte», составляющей рейтинг клубов. – Лицензионная политика DFL сыграла в этом огромную роль».
Тем не менее, немецким клубам необходимо зарабатывать больше денег, чтобы успешно конкурировать в Европе. Многому можно научиться у Баварии, являющейся, по мнению многих экспертов, одним из лучших в плане финансовой политики футбольных клубов в Европе.
Клуб с рекордным доходом в 323 млн евро в прошлом сезоне занимает четвертое место в финансовом рейтинге. Он вскоре может догнать идущие первыми испанские клубы Реал и Барселону (438,6 млн евро и 398,1 млн евро соответственно), и английский Манчестер Юнайтед с доходом в 349,8 млн евро.
Три других немецких клуба из первой двадцатки занимают соответственно 13-е место (Гамбург), 16-е (Шальке) и 19-е (Штутгарт). Боруссия Дортмунд и Вердер спустились с 17 и 18 мест на 22 и 28 соответственно.
Некоторые аналитики полагают, что команды первой Бундеслиги могут значительно повысить свои доходы, пользуясь традиционными источниками, такими как продажа билетов, права на трансляцию и мерчандайзинг.
«Мы дошли до некоторого предела в Германии, – говорит Тобиас Кольман, профессор экономики в университете Дуйсбурга, и одновременно глава онлайнового инвестиционного футбольного портала football501.de. – Вы можете продать только столько билетов, сколько есть мест на трибунах. А они у нас и так уже давно забиты до отказа».
Экспансия в другие страны
Кольман видит потенциал для роста за пределами границ Германии. «Бундеслига нуждается в экспансии за рубеж, как это давно делают британские и испанские клубы, – считает он. – Необходимо завоевывать болельщиков в других странах, которые готовы покупать атрибутику и смотреть трансляции Бундеслиги. DFL уже начал продвигаться в этом направлении».
Продажа прав на трансляцию платным ТВ компаниям, таким как «Sky» – это источник огромных доходов в ряде футбольных стран, в частности в Великобритании, Испании и Италии. Но в Германии до сих пор нет платного ТВ.
«У нас нет культуры платного телевидения, – говорит Стефан Людвиг. – У нас есть много открытых телевизионных каналов, и поскольку люди уже платят за пакет каналов кабельного ТВ, они не хотят дополнительно платить за отдельные услуги».
Томас Фуггенталер, аналитик финансовых аспектов Бундеслиги в мюнхенском отделе «Ernst & Young», указывает на другую проблему, связанную с платным ТВ в Германии: «Если вы хотите ввести платное телевидение в Германии, вы должны позаботиться об эксклюзивном контенте».
«С позиции привлечения клиентов платного ТВ вы не можете показать по открытым каналам все интересные моменты тура сразу после того, как он закончился, как это делается сейчас в Германии. Если вы выждете день или больше, вы создадите спрос. Но это вопрос, скорее, политический».
Удвоение доходов от трансляций
Безусловно, доходы от трансляций матчей составляют львиную долю в доходах лиги и, соответственно, значительно влияют на ее общую конкурентоспособность. Английская Премьер-лига является тому ярким примером. Лига, которая, по мнению многих, является сегодня вершиной мирового футбола, собирает 300 миллионов евро в год от продажи прав трансляций за границу, в дополнение к 800 млн евро от вещания внутри страны.
Для сравнения, доход Бундеслиги составляет примерно 30 млн евро от трансляции вне Германии и около 400 млн евро за счет местного телевидения.
«Теоретически, есть огромный потенциал роста по продаже прав трансляций за границу. Но это означает, что вы должны выжить других конкурентов из эфирного времени и отобрать у них их доходы, – говорит Людвиг. – На это может уйти время, и нет никакой гарантии, что это удастся осуществить».
Не так давно председатель Баварии Карл-Хайнц Руммениге заявил, что суммы, выплачиваемые клубам за право трансляции, должны быть удвоены в среднесрочной перспективе. По его словам, итальянские клубы уже получают в два раза больше, чем немецкие. Руммениге уже много лет ведет борьбу за увеличение доли клубов в распределении средств, получаемых от телевизионных компаний, но до сих пор все его усилия ни к чему не привели.