Ганновер начинал прошлый сезон, имея перед собой цель – сохранить за собой место в первой Бундеслиге хотя бы еще на один год. Удачный старт (семь очков в трех первых матчах) хотя и радовал болельщиков, все же не вызывал эйфории и головокружения от успехов. Однако к концу сезона ганноверцы обнаружили себя сражающимися за путевку в Лигу чемпионов с самой Баварией, и третье место уже было самой настоящей реальностью.
В конце концов мюнхенцам все же удалось отвоевать бронзу, Ганновер завершил сезон на четвертом месте и отправился в Лигу Европы. Это знаменательное для города и клуба событие оказалось незаслуженно проигнорированным многими СМИ. Для восстановления справедливости нужно попытаться проанализировать то, как команда, сезоном ранее чудом избежавшая вылета и имея достаточно скромный по немецким меркам бюджет, смогла всего год спустя взлететь так высоко.
Тяжелый сезон
В первую очередь не стоит заблуждаться насчет низкого 15 места в сезоне 2009/10. Тот сезон был непростым для ганноверцев. Тень трагедии с Робертом Энке витала над клубом, что сказалось на психологическом состоянии игроков, болельщиков и всего менеджемента. Состояние, в котором пребывали все, можно назвать шоковым. Не знаю, насколько это может служить оправданием провальному сезону, но ясно, что на психологической подготовке и готовности к борьбе такое событие не могло не сказаться.
Помимо всего прочего, в Ганновере сменилось в тот сезон три тренера. Последнему, Мирко Сломке, удалось закрепиться на своем посту до конца сезона и сделать все, чтобы вытянуть команду из зоны вылета. Получив кредит доверия, Сломка начал готовить команду к новому сезону. В первую очередь, он построил игру на контратаках, главной движущей силой которых стали два быстрых нападающих, Дидье Конан Я (14 голов в 28 матчах) и Мохаммед Абдуллае (10 голов в 26 матчах). Это была прекрасная парочка дополнявших друг друга исполнителей.
Мирко Сломка
Сломке удалось выжать максимум из тех игроков, которые были в его распоряжении. Самым впечатляющим моментом было то, как известный до сих пор лишь своей жесткой игрой полузащитник Сержиу Пинту вдруг превратился в отличного плеймейкера с отменным чувством паса. И даже казалось бы «закончивший с футболом» Ян Шлаудрафф вдруг снова стал доказывать, что есть еще порох в пороховницах.
Помимо всего этого, Сломка провел реорганизацию в защите. В центр был поставлен австриец Эмануэль Погатец, и на игру в обороне был сделан особый упор при подготовке к сезону. Это дало свои плоды. Если в сезоне 2009/10 Ганновер пропустил 67 мячей, то в прошлом сезоне это число сократилось до 45.
В тактике игры на контратаках были и свои минусы. В ситуации, когда расчет строится на противодействие атакам соперника, становится непонятно, как нужно действовать, если соперник сам откатывается назад и начинает играть от обороны. Разглядев эту проблему, Сломка немного перестроил игру команды, и во второй половине сезона мы могли наблюдать трансформацию, произошедшую с Ганновером: команда начала играть в то, что больше напоминало собственно футбол. Ганновер стал подольше держать мяч и организовывать атаки, опираясь на Сержиу Пинту, Константина Рауша, Мануэля Шмидебаха и Яна Шлаудраффа, которого Сломка оттянул в полузащиту.
Йорг Шмадтке
Отдельных слов благодарности заслужил и спортивный директор Ганновера Йорг Шмадтке, который при ограниченном бюджете смог подписать таких игроков, как Дидье Конан Я, Мохаммед Абдуллае, Эмануэль Погатец и талантливый молодой голкипер Рон-Роберт Цилер. Несмотря на то, что Сломка и Шмадтке, что называется, не сошлись характерами, часто спорили и публично сомневались в компетенции друг другу, оба они делали свою работу каждый на своем месте. И оба по праву могут разделить успех клуба.
Ирония судьбы
Президент Ганновера Мартин Кинд является одним из самых ярых противников политики «50+1». Это закон, действующий в Бундеслиге и позволяющий внешним инвесторам владеть не более, чем половиной акций клуба. Как минимум 50% и еще одна акция должна оставаться в руках членов правления. По мнению Кинда (во многом справедливому), это мешает «маленьким» командам, находящимся в нижней половине таблицы и во второй Бундеслиге собрать достаточно вложений, чтобы конкурировать с лидерами.
Ирония ситуации с Ганновером образца сезона 2010/11 в том, что клуб добился успеха (4 место и путевка в Лигу Европы) располагая небольшим бюджетом. Интересно, рад ли в данном случае Кинд тому, что действительность опровергла его теорию?
Что ждет Ганновер?
Если рассматривать нынешний состав Ганновера, которому предстоит играть в европейском турнире, то теоретически он выглядит сильнее, чем в прошедшем сезоне. Команда сохранила ряд ключевых игроков, в том числе и Дидье Конана Я. Левый защитник сборной Германии Кристиан Шульц, которого сватали в Вольфсбург, в результате решил остаться и продлить свой контракт с Ганновером. Вернулся в строй после продолжительной травмы португальский полузащитник Карлитос, с которым в клубе связывают большие надежды. Разноплановый полузащитник, Карлитос призван придать глубину средней линии команды.
Помимо тех, кто остался с прошлого сезона, Ганновер пополнился и свежими силами. Из Шальке в команду пришел защитник Кристиан Пандер. Если ему удастся быстро акклиматизироваться в новом клубе, это будет одним из самых удачных приобритений ганноверцев в это межсезонье. Помимо этого, клуб пополнился опорным полузащитником сборной Норвегии Хеннингом Хёугером и польским нападающим Артуром Собехом.
При всем этом повторение прошлогоднего успеха вряд ли возможно. Трезвая оценка ситуации говорит о том, что Ганноверу тяжело будет воевать на два фронта, в Бундеслиге и в Лиге Европы. Скорее всего, если клубу удастся «выстрелить» в Европе и закончить Бундеслигу в верхней части таблицы, то можно будет сказать, что сезон для команды будет удачным.
Стать элитой
У Ганновера есть отличная база для того, чтобы стать ведущим клубом: огромная армия болельщиков и прекрасный современный стадион. Если за прошлогодним успехом последует достаточно стабильный новый сезон, то можно будет говорить о том, что у Кинда получится превратить скромный Ганновер в постоянного участника европейских клубных турниров, что послужит хорошим основанием для закрепления своих позиций в элите немецкого футбола.