Бундеслига всегда слыла одним из самых консервативных чемпионатов в плане финансовой организации. Однако недавно Немецкая федерация футбола пошла на кое-какие реформы. Поплывут ли после этого в футбол Германии бурной рекой инвестиции из Эмиратов и России?
Что было?
Для немецких клубов всегда действовало правило «50+1». Согласно этому правилу инвесторы не могли получить большинство акций клуба. 50% – пожалуйста, но решающий голос всегда оставался за клубами.
Что это значило?
С одной стороны, в немецком футболе не было так много денег, как в английском или испанском. Ведь если шейх или олигарх решает купить клуб, то он хочет и тотального контроля над командой. Тут и амбиции, и финансы… Кроме того, размер инвестиций ограничен этими самыми 50%.
Но с другой, такой подход обеспечивал Бундеслиге истинную «немецкую стабильность». Когда был пик рецессии, немецкие команды держались молодцом. То есть, несмотря на былые неудачи, сейчас клубы Бундеслиги вполне спокойно восстанавливают сальдо.
Ещё один бесспорный плюс для развития футбола в Германии: в немецком футболе играют немецкие игроки. Для клубов Германии всё ещё проще вырастить своих звёзд (посмотрите хотя бы на Дракслера, Гётце, Шуррле, Крооса и др.), чем выписывать из-за рубежа.
Что изменилось?
Принципиально изменилось немногое. Правило «50+1» всё так же в силе. Просто Deutscher Fussballbund внёс небольшую правку в принципы финансового регулирования:
Инвестор может получить большинство акций, если он помогал команде более 20 лет. Это значит, что только проверенный инвестор может получить неограниченные права.
Есть ли лазейки?
Да, есть. Например, маленькая фирма более 20 лет покупала трико для юниорской команды определённого клуба. Де-юре у неё есть шансы на большинство акций. Поэтому иностранный инвестор может использовать фирму как буфер.
Кому это выгодно именно сейчас?
Преимущественно Байеру и Вольфсбургу. Ведь фармацевтический и автомобильный концерны поддерживают эти команды уже куда более 20 лет. Они могут (если захотят) развернуться на полную катушку.
Как относятся сами немцы к данным реформам?
Как и следовало ожидать, мнения разделились на два лагеря. Одни считают «50+1» и плюс 20 лет – золотой формулой для немецкого футбола. Другие полагают, что у Бундеслиги куда больший потенциал, и деньги ей не помешают.
Однако и те, и другие мечтают об одном: «заполучить инвестиции без своевольных инвесторов. Что-то вроде: хотим деньги Абрамовича без самого Абрамовича».