Главной футбольной новостью Германии стала сегодня отставка тренера Хоффенхайма Хольгера Станиславски. Буквально несколько дней назад в одном из интервью теперь уже бывший тренер заявлял: «Если бы я ушел сейчас, я бы не был бы Хольгером Станиславски». Тем не менее, ему пришлось уйти, став козлом отпущения за неудачи последнего периода. Но действительно ли только тренер виноват в происходящем сейчас в Хоффенхайме? И была ли у Станиславски возможность повлиять на ситуацию?
Если бы велась статистика по количеству километров, которое пробегают тренеры вдоль бровки во время матча, то Хольгер Станиславски был бы, несомненно, в первой строчке таблицы, опережая всех остальных с большим отрывом. Иногда кажется, что 42-летний наставник (теперь уже бывший) Хоффенхайма, «кофейный наркоман», выпивающий по нескольку чайников (не чашек) кофе каждый день, пробегает за игру больше, чем некоторые его игроки.
Однако во время игры с Аугсбургом, которая завершилась вничью 2:2, Станиславски изменил своей привычке и уселся на скамейку с выражением детской беспомощности на лице. Через семь месяцев после того, как Станиславски возглавил клуб, он, похоже, «дошел до ручки». Буквально за пару дней до своей отставки ему даже пришлось публично опровергать слухи о ее возможности: «Тренер несет часть ответственности за неудачи. Но я не сдамся и не уйду. Если бы я ушел сейчас, я бы не был бы Хольгером Станиславски».
Хоффенхайм занимает в турнирной таблице вполне безопасное восьмое место. Однако всего одна победа в последних десяти матчах заставляла всех в команде заметно нервничать. Боснийский полузащитник Сеяд Салихович как-то признался, что «если каждый из нас не начнет выкладываться на 20–30 процентов больше, будет тяжело выживать в этом сезоне». Парадоксальным образом эта оброненная игроком фраза как нельзя лучше описывает ключевую проблему: в течении нескольких лет обойма достаточно талантливых игроков смогла лишь частично реализовать весь свой потенциал. Недостаток мотивации и отсутствие чувства «один за всех и все за одного» уже давно являются основной причиной хронического «недомогания», которым страдает команда.
Станиславски пытался, как мог, решить эти две проблемы. Пожалуй, он сделал в этом направлении больше, чем его предшественники, Ральф Рангник и Марко Пеццаули. Он пробовал метод кнута и пряника, сочетая угрозы и теплые слова, обращенные к игрокам. Однако прогресса как не было, так и нет. Наоборот, такие его шарахания из одной крайности в другую только озадачивали игроков и понижали авторитет тренера в их глазах.
И хотя Хоффенхайм не настолько плох, чтобы ему угрожал вылет во второй дивизион, однако сегодняшнее его положение вполне может стать началом конца для самой необычной команды топ-уровня немецкого футбола.
Хоффенхайм еще недавно, до того, как миллиардер Дитмар Хопп на рубеже веков решил вложиться в него, вообще сложно было назвать клубом. По сути, это была своего рода «сельская команда» из местечка, в котором проживает всего 3300 жителей. 71-летний Хопп, который играл за Хоффенхайм в молодости, за восемь лет вывел команду пятого дивизиона в высшую лигу, потратив на это €250 миллионов и построив новый стадион на 30000 мест вместе с современным тренировочным комплексом.
В своем первом же сезоне в Бундеслиге команда, возглавляемая Рангником и имеющая в своем никому не неизвестных игроков, таких как Ведад Ибишевич (в настоящее время играет в Штутгарте), Демба Ба (в Ньюкасле), Карлос Эдуардо (в Рубине), Чинеду Обаси (в Шальке) и Луис Густаво (в Баварии) стала демонстрировать новый стиль – быстрый и атакующий, напоминавший чем-то игру Арсенала в лучшие его годы. Хоффенхайм закончил 2008 год «зимним чемпионом». Но потом все это начало постепенно разваливаться.
«После выдающейся первой половины сезона кое-кто решил, что все уже сделано, и начал просто наслаждаться успехом, – объяснил Хопп в одном из своих недавних интервью на сайте клуба. – Половина команды провела зимние каникулы в Нью-Йорке. Затем Ибишевич получил травму, а Карлос Эдуардо был дисквалифицирован за драку с партнером по команде. Командный дух исчез, атмосфера в раздевалке стала напряженной, что немедленно отразилось на выступлении. Мы так и не смогли оправиться от этого».
Хоффенхайм финишировал тогда седьмым по итогам сезона.
Из прежнего состава сегодня в Хоффенхайме остался только Салихович. Но команда все еще расплачивается за тот короткий период «звездняка». Первоначальный успех привлек внимание больших клубов к игрокам, и Хоппу пришлось начать поднимать зарплаты лучшим своим игрокам, чтобы не потерять их. Это стоило Хоппу примерно €30 миллионов его личных денег в сезон.
Чуть более года назад показалось, что Хопп решил закончить с экспериментом в духе «наш ответ Роману Абрамовичу» на юго-западе Германии. Он окрестил Хоффенхайм «маленьким клубом», продал всех ключевых игроков, чтобы получить обратно часть своих денег, и объявил, что отныне Хоффенхайм переходит в режим самоокупаемости, в соответствии с новыми финансовыми правилами УЕФА.
Результатом сокращения бюджета стала новая молодежная политика клуба, когда в команду стали привлекаться игроки юношеского состава. Хопп понимает, что пожать плоды такого омоложения состава он сможет только через 3–4 года. А пока клуб просто вынужден покупать только таких игроков, которые видят в Хоффенхайме всего лишь ступеньку на пути в более богатые и именитые команды. Неудивительно поэтому, что Станиславски приходилось прикладывать немало усилий, чтобы выбить из сознания игроков менталитет наемников из «Иностранного легиона».
Пока суть да дело, имиджу Хоффенхайма был нанесен серьезный урон. Несмотря на то, что в консервативной Бундеслиге не любят выскочек «из ниоткуда», многие наблюдатели изначально доброжелательно относились к команде Хоппа за ее скаутский дух и умную стратегию управления. Он покупал игроков, которых не замечали большие клубы, и не боялся внедрять современные методы тренировок, перенятых в других видах спорта.
Сегодня Хоффенхайм выглядят скорее как неудавшийся проект и служит этаким предупреждением остальным. Его история пребывания в Бундеслиге показывает, что франчайзинговая модель (новый клуб с новыми болельщиками и новыми игроками) просто не работает в немецком футболе. Последние остатки романтической идеи «кто был ничем – тот станет всем» были похоронены в августе прошлого года, когда на стадионе были вынуждены включать громкоговорители, чтобы заглушить болельщиков, выкрикивавших анти-хопповские кричалки.
Богатый хозяин команды до сих пор отказывается обсуждать возможность вылета. За этим отказом стоит реальное опасение, что клуб просто не выживет во втором дивизионе и скатится в пропасть. Особенно если Хопп потеряет интерес к своему любимому детищу.
Но будем откровенны: вряд ли найдется много людей, которые сильно будут переживать, если Хоффенхайм в один прекрасный день окажется в том месте, откуда он появился – в неизвестности регионального футбола.
По сообщениям немецких СМИ, 10 февраля на пресс-конференции будет объявлено о назначении главным тренером Хоффенхайма Маркуса Баббеля, который будет готовить команду к матчу 21-го тура Бундеслиги против Вердера в Бремене.