Подготовительный период к нынешнему сезону прошел для нападающего дортмундской Боруссии Юлиана Шибера отнюдь не оптимально. Из-за не слишком убедительной результативности в прошлом сезоне и слабо проведённого межсезонья форвард в новом сезоне ещё ни разу не выходил на поле. В интервью порталу «Spox» 24-летний игрок рассказал о своем образовании, мыслях поменять клуб и о том, почему в «предсезонке» нужно выкладываться по полной.
– Герр Шибер, благодаря строительной школе ваших родителей вы многим коллегам уже привезли по парочке ёлок. Вот ещё один интересный факт: вы целый год учились на ландшафтного дизайнера.
– Да, меня просто заинтересовало это обучение. Не многие знают, что профессия садовник делится на восемь подразделений. Я хотел пойти по креативному пути. Ландшафтный дизайн – это как стройка. К тому же, меня взяли через знакомых на предприятие.
– Но вам пришлось прервать своё обучение, потому что у вас не получалось всё это совмещать с футболом.
– Я бы и дальше этим занимался, но в это время меня пригласили в основной состав Штутгарта, и тренировки постоянно переплетались с учёбой. Я часто по 8–9 часов находился на стройке, а потом с рулеткой ехал на тренировку. Я так уставал, что просто-напросто не мог нормально тренироваться. К тому же, руководство попросило найти решение в этой ситуации. Мне предложили специальную школу, которую я, собственно говоря, и закончил.
– Ваша адаптация в Дортмунде уже давно закончилась. Какой вы сделаете вывод после 14 месяцев пребывания в стане «шмелей»?
– Это был очень увлекательный год для меня. Я стал взрослее, у меня появился опыт выступлений на самом высоком уровне. А то, что меня ждёт огромная конкуренция, я знал и до перехода. Тренер в мой первый год в Боруссии много доверял мне. Я много играл и даже понюхал немного пороху в Лиге чемпионов.
– Какие у вас были проблемы в первые месяцы?
– В Нюрнберге, например, тактика была совершенной другой. Мы больше играли в защите и больше ловили соперника на контратаках. Многие, когда играют против Боруссии, окапываются в защите, и нам приходится самим атаковать. Мне потребовалось несколько месяцев, чтобы прийти в нужные физические кондиции, ведь мы много прессингуем, и для этого нам надо много тратить энергии.
– Вы забили пять голов. Эту квоту вы без проблем могли удвоить, если бы смогли реализовать все свои голевые моменты. Как вы думаете, изменилось ли ваше положение в команде и восприятие ситуации в целом, если бы вместо пяти голов у вас на счету было десять?
– Поймите: нет нападающего, который забивает в каждом эпизоде. Конечно, я не могу быть довольным, потому что мог забить намного больше. Тогда бы у меня была бы другая статистика, и всё было бы иначе.
– К тому же, вы после ваших двух забитых мячей в Аугсбурге могли стать героем в Малаге, если бы после вашего касания мяч попал в сетку.
– В той игре я был полон адреналина и эмоций, поэтому в тот момент просто не мог всё проанализировать. В конечном итоге, было здорово, что мы смогли перевернуть ход игры и выиграть. Тогда не было одного героя. Для меня было, конечно, прекрасно, что я смог тогда помочь команде. Это и есть самое замечательное в футболе: в любой игре придёт твой момент, и если ты его используешь, то ветер сразу же подует в твоём направлении. Как раз над этим я сейчас и работаю.
– В качестве нападающего – это в порядке вещей, если ты иногда не попадаешь в струю в матче. У вас, случайно, нет чувства, что вам нужно ещё больше участвовать в атаках Боруссии?
– Для игрока, который выходит на замену, очень важно как можно больше сделать полезного для команды за небольшое время. Конечно же, это проблема позиции, когда ты иногда «виснешь» где-нибудь. Но у тебя всегда появится момент решить игру в свою пользу. Если этого не происходит, то возникает ощущение, что ты не можешь помочь своей команде. В этом и таится вся опасность.
– Поэтому вас часто можно заметить на краях?
– Правильно. Иногда это в определённых фазах игры оправданно. Меня иногда осознанно ставят на эту позицию, чтобы «Леви» оставался на острие атаки.
– Игра Дортмунда в нападении не обходится без быстрого выхода из обороны и быстрой перепасовки. Насколько помогает здесь работа с Footbonaut? (Footbonaut – специальная «клетка», в которой восемь запрограммированных роботов-машин с мячами постоянно играют в пас с игроком.)
– Я вот как раз полтора часа отзанимался в ней (смеётся). Здесь речь идёт о том, чтобы улучшить концентрацию на приёме мяча и пасе, а также точности в передачах. В физическом и умственном плане – это очень тяжело. Эта штука не имеет аналогов, такого я нигде не видел.
– Ключевое слово «нигде». В этом сезоне вы ещё не сыграли ни одной игры. Вы утверждали, что находились не в самых оптимальных физических кондициях во время подготовки. Что имеете в виду?
– Это были, прежде всего, товарищеские матчи, где мне не хватало веры в собственные силы, и где я делал глупые ошибки. После этого я начал играть осторожно, много прятался и пытался играть, не ошибаясь. Это не особенно поможет в товарищеском матче. Совсем не выделяться – это так же плохо, как и совершать глупые ошибки.
– Как вы справлялись с этой ситуацией?
– Если игрок находится в такой тяжёлой ситуации, но общается с тренером очень открыто и доверительно, то это всегда помогает. Особенно было тяжело, когда в Кубке Германии я не попал в заявку на матч с Вильхельмсхафеном. Ты торчишь дома и думаешь: такого не может быть,– твоя команда играет, а ты лежишь дома на диване. Я тогда очень долго думал об этой ситуации. Благодаря правильным разговорам с тренером и постоянной каторжной работе мне удалось выйти из кризиса.
– Что же вам конкретно сказал Юрген Клопп?
– Сказал, что не надо прятаться и нужно получать удовольствие от игры. В товарищеских матчах было несколько ситуаций, где мне надо было самому забивать, но я делал дополнительные передачи. Лучше «жахнуть» метров с 15 выше ворот, чем постоянно откидывать мяч влево или вправо. Это эгоизм, который просто необходим форварду.
– В прошлом сезоне вы сыграли 36 игр, семь из них – в «старте». Остались ли бы вы довольным такой статистикой после окончания этого сезона?
– Пока не знаю. Я не веду учёт моим играм, но знаю, что в этом сезоне ещё не играл. Так дальше не может продолжаться. У меня есть огромное желание это исправить. Я чувствую себя в хорошей форме.
– А что будет, если вы продолжите сидеть на скамейке запасных?
– Конечно, я не исключаю, что когда-нибудь в будущем так произойдёт, что я начну думать, а не пойти ли мне другой дорогой. Сейчас нам придётся много играть, и я уверен, что либо буду выходить на замены, либо буду играть в стартовом составе. Я в прекрасной форме и считаю Боруссию своим домом.
– Кстати, есть клубы, которые вами интересуются…
– Да, было несколько предложений, но я их не рассматривал. Тем не менее, я рад, что 2 сентября прошло. Если абстрагироваться от слухов, то моё ближайшее окружение очень часто обсуждает мою ситуацию – и всегда на моей стороне. Часто случается так, что люди думают, что я должен это знать, и начинают нервировать этим игрока. Это надоедает, но всё это относится к профессии футболиста.