Когда на смену консервативному и вспыльчивому Бруно Лаббадии пришел немногословный Томас Шнайдер, многим болельщикам показалось, что час перемен наконец-таки настал. И, действительно, молодой наставник привнес свежего ветра в бесталанную игру «швабов», начал больше доверять молодежи, и ситуация более-менее улучшилась. Но в этом сезоне для южан наступили тяжелые времена. Сейчас команда находится в стагнации, играет плохо и по праву плетется во второй части таблицы. Что случилось со столь перспективным коллективом? Почему после полугода неплохих результатов начался регресс? Ответ вряд ли лежит на поверхности.
Клубный чемпионат мира напомнил Штутгарту о хороших былых днях. О днях, когда Штутгарт играл в середине недели в еврокубках, когда все билеты были проданы, народ шёл и страстно болел. В перенесённой игре против Баварии стадион был впервые в сезоне забит под завязку: 60 449 зрителей пришли посмотреть на игру своих с чемпионами.
Падение посещаемости
Зато в прошлые выходные в матче с Майнцем за команду болели всего лишь 38 тысяч человек. Не стоит забывать и о 25 тысячах абонементов. Особенно примечательно, что так называемая фан-зона «Untertürkheimer Kurve» была почти пуста. Так падение клуба, продолжающие вот уже два года, приводит к тому, что число зрителей постоянно уменьшается.
А ведь были времена, когда поболеть за свою команду люди приходили – и заполняли весь стадион. И команда показывала тогда действительно интересный футбол. Кстати, статистики подсчитали, что «швабы» потеряли больше всех болельщиков. После реконструкции арены число зрителей упало с 55 тысяч до 45 тысяч.
Сегодняшняя труппа игроков далека от того, чтобы покорять своих болельщиков, и это стало видно не только после поражения от Майнца.
«К сожалению, мы не смогли показать на поле того, что тренировали на сборах», – сказал Томас Шнайдер после четвёртого поражения в пяти последних играх.
О борьбе за выживание никто не думает
После непонятных месяцев под руководством Бруно Лаббадии был взят Томас Шнайдер, чтобы оживить команду и дать ей надежду. Магия первого полугода улетучилась, и, похоже, у нынешнего тренера настал первый кризис.
В Штутгарте, понятное дело, никто не говорит, что планы на сезон не выполнены, хотя сегодняшняя тенденция ясно свидетельствует о том, что у «швабов» наметился регресс, и матч с Байером вряд ли сможет улучшить в целом не слишком приятную ситуацию. Штутгарт просто слишком часто проигрывает. Некоторые конкуренты, которые ещё ниже по турнирной таблице, пытаются выбраться из сложившейся ситуации и цепляются, как могут. Но не Штутгарт.
И всё чаще звучит слово вылет. Возможно, по делу, хотя южане всего лишь на 12-м месте, да и играть ещё 16 встреч. В первом тайме против Майнца «VfB» показал более-менее внятный футбол, но после пропущенного мяча старые проблемы опять дали о себе знать.
Насколько хватит мужества Шнайдеру?
Трудно поверить, что у команды было три недели тренировок, обкатывания новой тактики. Система 4-4-2 не принесла пользы «швабам», а переход на систему 4-2-3-1 показал, что у команды есть серьёзные проблемы с розыгрышем мяча.
Персональные проблемы по-прежнему остаются. Вроде бы, люди все опытные, поигравшие, но результата – ноль без палочки. Возможно, что-то изменится с приходом Карлоса Груэсо, но парню надо сперва освоиться в Бундеслиге.
Всё сейчас фокусируется на персоне тренера, и довольно скоро встанет вопрос о том, когда же Шнайдер прибегнет к не популярным методам. Насколько хватит ему мужества высказать свою точку зрения? Он уже менял состав в матчах с лидерами, однако Дортмунд отгрузил после таких экспериментов шесть голов, и вопрос, а надо ли это?
Многое нужно менять
Как показывают игры Штутгарта, футболисты непозволительно часто допускают индивидуальные ошибки, забывают о дисциплине и как команда просто не функционируют. Прошла вечность с тех пор, когда Штутгарт выдавал 90 минут строгой, чёткой и сконцентрированой игры.
Начало атаки – одно сплошное расстройство, и тандем Кристиан Гентнер – Мориц Ляйтнер просто не справляется со своими должностными обязанностями: каждый работает в одиночку.
Готоку Сакаи частенько отдаёт жуткие передачи, Свен Ульрайх взял моду «лажать» на выходе и при передачах защитнику. Ведад Ибишевич не улучшил игру в пас, стал хуже обороняться и как командный игрок выглядит хуже, чем его партнёр Мо Абдуллае. А Александру Максим явно чувствует себя комфортнее в центре, чем на фланге.
Команда слишком быстро довольствуется результатом
Варианты, конечно, если, но как отказаться от костяка команды, от хребта Ульрайх – Гентнер – Ибишевич? Спровоцировать дискуссию о вратарской позиции? Оставить на скамейке капитана или лучшего бомбардира?
Шнайдер должен, наконец, понять, что решения нужно взвешивать до мелочей и больше общаться с игроками. Пока он от этого очень далёк.
Не в последнюю очередь проблема заключается в том, что он до сих пор не может сплотить коллектив единомышленников. Складывается ощущение, что команда расслабляется после пары неплохих игр. Однако когда всё идёт наперекосяк, самооценка сразу же падает.
Последняя действительно хорошая фаза в игре Штутгарта была два года назад, когда «швабы» не проигрывали в течение десяти матчей – и в результате вышли в ЛЕ.
«Я заметил, что игрокам не хватало жажды победы», – сказал Фреди Бобич после игры с Майнцем. Худший комментарий для любого спортсмена.
Сколько ещё времени займёт перестройка?
В то время как южане переживают застой, прямые конкуренты, например, Фрайбург и Нюрнберг, показывают игровой и концептуальный прогресс. Для руководства Штутгарта это должно быть сигналом – их команда, напротив, уже многие месяцы не демонстрирует признаков развития.
Посему сейчас решающую роль сыграет то, сможет ли Шнайдер сделать выводы из ошибок, насколько гибко он будет реализовывать рекламируемую боссами ставку на молодёжь. Его предшественнику, между прочим, это и не удалось.
Перестройка была запланирована как стремительная, но продолжается она уже четвёртый год. В этом сезоне все шансы почти упущены. Руководство опять не выполнило собственные планы и задумки, а страдает от этого клуб.
Это влияет и на оптимизм спонсоров. И елея, льющегося из уст президента клуба Бернда Валера, уже недостаточно. Перечисления целей на бумаге и их торжественного провозглашения уже мало. Эти идеи должны воплощаться на всех уровнях, в противном случае Штутгарт потеряет остатки авторитета и репутации.