Когда-то летом в далеком 2004 году молодой и неопытный Филипп Лам, только-только сыграв свой первый матч за сборную, отправился с Бундестим на чемпионат Европы в Португалию. Именно тогда «Лами» и почувствовал на себе, каково это играть под знаменами национальной сборной. С тех пор минуло 8 лет, теперь Лам не только является капитаном сборной команды, но и одним из самых квалифицированных защитников в мировом футболе, о приобретении которого мечтают все гранды. У Филиппа грандиозные планы на это лето. Сперва он хочет стать чемпионом Европы, а затем его ждет еще одна победа на личном фронте – он станет отцом. Перед первым групповым матчем против португальцев игрок мюнхенской Баварии дал интервью журналу «Kicker».
– Господин Лам, Вы уже чувствуете напряжение перед матчем с португальцами?
– Да, оно присутствует и постоянно ощущается на каждом шагу. Когда мы только приехали, было заметно, что люди живут этим праздником. Мы целых два года усердно трудились над тем, чтобы сюда попасть. Очень рад, что это грандиозное событие начнётся.
– Вы на турнире будете впервые «настоящим» капитаном. Как это повлияло на Вашу личную подготовку?
– Я уже два года как капитан этой команды. Я всегда стараюсь делать для команды всё, что в моих силах, много думаю о тактике. Ещё больше уделяю внимание каким-нибудь мелочам, которые могут впоследствии стать решающими. Это и есть главное различие с обычными товарищескими матчами. Но в целом я буду всегда таким, каким и был раньше, и буду стараться, чтобы в нужные моменты я смог помочь команде.
– Какое у Вас сложилось впечатление от подготовки команды к чемпионату?
– Всё очень позитивно. Если смотреть на наш талант и профессионализм, то можно сказать, что мы находится на топовом уровне среди остальных команд. Я считаю, что подготовка прошла очень конструктивно. Мы все работаем, чтобы воплотить в жизнь нашу цель. Мы были третьими на чемпионате мира, вторыми на чемпионате Европы. Хватит! Теперь мы хотим стать первыми. Конечно, нет гарантий, но мы знаем, на что мы способны. За всем этим успехом стоит каторжный труд. Но я оптимистично смотрю в будущее.
– Сегодня предстоит матч с португальцами. Какие воспоминания остались у Вас относительно этой сборной? Что Вам приходит на ум – ЧЕ в 2004 или полуфинал Евро 2008?
– 2004 я даже и не помню, мы тогда играли не против, а в самой Португалии – и попали на хозяйку первенства. Я больше вспоминаю матч за третье место на родном ЧМ в Германии. Оба события всегда останутся для меня в памяти.
– В 2004 году Вы сыграли впервые за национальную команду, через 8 лет Вы выводите сборную уже в качестве капитана на поле. Кто бы мог в те далёкие годы об этом подумать…
– Это была всегда моей целью, однажды стать капитаном сборной команды. Перед турниром 2004 года я сыграл лишь один матч в составе сборной. Мне тогда надо было закрепиться в составе, и мне эта роль очень понравилась. Я очень рад, что вышло именно так, как я и хотел. Я с удовольствием исполняю должность капитана команды.
– Незадолго до старта Вы с тренерами и руководством немецкого футбольного союза посетили концентрационный лагерь в Аушвице. С какими мыслями Вы ехали туда и с какими возвращались обратно?
– Я ещё ни разу не был в Аушвице, и для меня это было интересным впечатлением. Конечно, я много читал о немецком тёмном прошлом и даже был в мемориальном комплексе Дахау. Меня до глубины души тронули картины убитых семей и детей. Я теперь знаю, сколько людей погибло в Аушвице. Раньше я об этом редко думал, но сегодня я получил незабываемые впечатления, которые я сохраню в голове на всю оставшуюся жизнь. Так и должно быть. Аушвиц – это печальная сторона немецкой истории, которая никогда не должна повториться.
– В интервью журналу «Spiegel» Вы раскритиковали Украину за недемократическое поведение, касающееся прав человека. Вы говорили в качестве капитана Германии либо в качестве Филиппа Лама, обычного человека?
– Нет, в этой связи я высказал моё личное мнение на эту, как мне кажется, остросоциальную тематику.
– Вне футбола Вы очень мало говорите о нём. Наверное, он просто Вам надоедает?
– Я считаю очень важным иногда просто на какое-то время отключиться и не думать о футболе. Да, я люблю его, я охотно и часто о нём говорю, но в жизни существуют и дела поважнее, как, например, семья и друзья. На первом месте у меня всегда семья.
– Вы, кстати, скоро станете отцом. Готовы ли Вы нести это бремя?
– Да, без проблем. Меня не будет дома почти месяц, и я не в состоянии помочь жене. Мне остаётся лишь одно – ждать рождения сына.
– В команде уже есть несколько папаш. Они дают Вам какие-то советы?
– Я говорил с Пером на эту тему. Он рассказал мне, что придётся перестроить жизнь. Но это и было понятно, что что-то придётся менять.
– Давайте возвратимся к Евро. Германия и Испания являются главными фаворитами. Вы разделяете эту точку зрения?
– К фаворитам я бы отнес не столько испанцев, сколько португальцев, англичан, голландцев и французов. Понимаете, в футболе не всегда происходят очевидные вещи. Так и было в финале ЛЧ. Мало, кто думал, что Челси возьмёт лигу.
– После этого Вы разговаривали об этом с Вашими коллегами?
– Ну, это вполне нормально, что мы, игроки Баварии, частенько обсуждали финал. Не стоит забывать, что мы сыграли сильный сезон. В финал нужно было ещё попасть. Мы тогда показали, что Бавария – это сила. Мы одолели чемпиона Испании, мадридский Реал, а раньше был бит сам Манчестер Сити. С этими мыслями мы входим в турнир.
– Что для Вас лично будет значить, если Вы первого июля поднимете трофей над головой?
– Это, прежде всего, чувство, что ты выиграл международный трофей. Эту цель я преследую, это моя мечта, и я верю в то, что нам это удастся. У нас есть классный тренер, мы располагаем классным подбором игроков так, что можем всегда варьировать игру. Мы готовы побеждать!