Полузащитник Баварии Бастиан Швайнштайгер, выйдя на поле в последней игре отборочного цикла чемпионата мира 2014 года против сборной Швеции, сыграл свой 100-й матч за сборную Германии. Однако 29-летний футболист считает, что это лишь промежуточное достижение в его международной карьере. Настоящей целью «Швайни» является титул чемпиона мира или, по крайней мере, континента.
Удивительно, как быстро бежит время. За какие-нибудь восемь лет, прошедшие с тех пор как он впервые надел футболку сборной Германии, «Швайни» на наших глазах превратился из новичка в мастера международного класса. За это время из своенравного подростка получился истинный лидер команды. Когда на Евро-2008 он получил красную карточку в игре против сборной Хорватии и вынужден был смотреть последнюю игру групповой стадии против австрицев с трибуны стадиона, Швайнштайгер сидел рядом с канцлером Германии Ангелой Меркель. Со стороны это выглядело так, будто маленького мальчика наказали за хулиганство и велели сидеть рядом с учителем.
В его карьере были блестящие моменты, подобные тому, когда сборная Германии буквально разорвала аргентинцев на чемпионате мира 2010 года. Но было и немало разочарований.
Вот присевший на корточки Юрген Клинсманн осторожно прижимает к груди голову Швайнштайгера после того, как Италия переиграла немцев в дополнительное время полуфинального матча чемпионата мира 2006 года, проходившего в Германии.
Вот он дает послематчевое интервью в финале Евро-2008 (искренне желая себе провалиться на месте), а испанские игроки пляшут вокруг него шаманские танцы с бубнами.
Вон он, уперев руки в бока, будто статуя неподвижено стоит посреди поля, в то время как «La Roja» празднует победу в полуфинале чемпионата мира 2010.
Вон от, наконец, после полуфинала Евро 2012 года (один из самых провальных сезонов в карьере Швайнштайгера), когда команда Йоахима Лева проиграла итальянцам, находит в себе силы подойти к трибунам фанатов сборной Германии и поаплодировать им в знак признательности за поддержку.
Это лишь несколько отдельных «флешбеков», запечатлевших грустные моменты карьеры Бастиана Швайнштайгера.
Чем больше он набирал опыта в сборной, тем тяжелее было переживать поражения. Несмотря на свой личный и профессиональный рост, эпоха Швайнштайгера в Бундестим на сегодня все еще остается эпохой упущенных возможностей для Германии. Страны, футбол которой «заточен» только под победы.
Последний выигранный трофей относится к далекому уже 1996 году. С тех пор прошло 18 лет – это самый «засушливый» период в истории Бундестима. Прошлым «антирекордом» была пропасть размером в 16 лет между победой на чемпионате мира 1954 года и победой на чемпионате Европы в 1972 году.
Бастиану Швайнштайгеру доставалось столько критики, сколько никому другому. Последним «проехавшимся» по нему был Гюнтер Нетцер. До него были Франц Беккенбауэр и Ули Хенесс. «Швайни», говорили они, слишком медлителен, ему не хватает скорости.
Он никогда не уходил в себя и никогда не пытался обижаться. Даже когда в ноябре 2009 года его освистали дома, на родном стадионе его Баварии, плотью от плоти которой он себя считает.
Он открыл новую страницу своей биографии, когда сместился с фланга, где начинал свою карьеру, в центр полузащиты, став там одним из лучших опорников в мире. Уверенным в себе, ответственным за свои действия.
«Швайни» ворвался в сборную вместе с Филиппом Ламом и Лукасом Подольски. Они вызывали восторг, и поначалу им прощали неудачи. Те молодые футболисты были освобождены от ответственности. Их воспринимали как новое поколение, которое лишь начало «матереть», приобретая международный опыт. Но это время прошло. Теперь никакие «почти» приниматься к извинениям не будут.
В целом можно назвать катастрофой то, что Швайнштайгер дошел до сотого матча в своей карьере в сборной, так и не завоевав при этом ни одного трофея. И 29-летний ветеран, признавая значимость юбилея, явно смущен. Нет, не рекордом, а тем, что до сих пор его присутствие в Бундестим не принесло желаемого результата.
«Конечно, это что-то особенное, – сказал он на этой неделе. – Сто международных матчей – это успех, который надо заслужить, и я надеюсь, что их будет намного больше. Но главная моя надежда – на то, что это принесет большой успех. Победа на чемпионате мира является моей самой желанной целью, и я уверен, что мы можем добиться ее».
К сожалению, «Швайни» не молодеет, и годы прибавляются одновременно с сединой на висках. Удача, которая казалась неизбежной на определенном этапе, постоянно старается уклониться от него на протяжении всей карьеры в сборной. Так же, как он сам уклоняется от защитников, прорываясь через центр поля к воротам соперника.
С Баварией у вице-капитана мюнхенцев дела идут намного лучше. «Трипль» прошлого сезона, включивший в себя столь долгожданную победу в Лиге чемпионов, возвел Баварию в ранг непобедимых. Однако это не может скрасить горечь неудач со сборной Германии.
«Я не хочу выиграть 20 дублей в Бундеслиге и затем удалиться, не выиграв ни одного трофея с Германией, – сказал Швайнштайгер после завоевания бронзы ЧМ-2010. – Я просто этого не хочу».
Кстати, он был одним из тех игроков, который отклонил приглашение на официальную церемонию встречи сборной в Берлине после того мондиаля. Он просто посчитал, что третье место – это провал, не достойный празднования.
Ему потребовалось 11 лет провести в Баварии, чтобы в результате привезти на «Альянц-Арену» трофей и заставить перестать говорить о своей психологической неустойчивости. Уже ни в Баварии, ни в сборной нет Йенса Йеремиса, чьи травмы влияли на результаты. В сборной Лева собралась сейчас монолитная команда, натренированная играть, доверяя своим инстинктам и своей технике. Чтобы выигрывать или проигрывать как единое целое. Предшественник Швайнштайгера в клубе и сборной Михаэль Баллак навсегда останется в европейском футболе как «почти» великий футболист, несмотря на его несомненный талант.
Швайнштайгер принес успех Баварии, и у него еще есть время принести успех Германии. Швайнштайгер – не Баллак и никогда им не будет. Он является ярким представителем «горизонтальной иерархии» Йоахима Лева, а не выделяющимся среди остальных «альфа-догом» полузащиты. Там нет Баллака, чтобы тащить за собой всех товарищей по команде. Теперь Швайнштайгер является авторитетом, в котором Озил, Хедира, Мюллер и Ройс видят своего лидера и наставника.