Во вторник сборная Германия в заключительной игре отборочного турнира нанесла поражение Швеции и с первого места вышла на чемпионат мира в Бразилии. Для двух уроженцев Мюнхена игра в Стокгольме стала особенной. Легенда Баварии, Франц Беккенбауэр дебютировал в 1965 году на том же стадионе, где 48 лет спустя капитан бундестим Филипп Лам провел свой 103-й матч за сборную Германии. Примечательно, что оба футболиста провели все свои поединки в сборной, играя с первых минут. В эксклюзивном интервью порталу «DFB.de» Франц Беккенбауэр оглядывается в прошлое на свой дебютный матч в Стокгольме, объясняет причины успеха Филиппа Лам и считает, что именно игрок Баварии станет новым рекордсменом по числу проведенных игр за сборную.
– Швеция, Стогкольм/Сольна, стадион «Расунда», отборочный матч к ЧМ – это было что-то с чем-то, не правда ли, герр Беккенбауэр?
– Конечно, это был мой первый матч за сборную в 1965 году. Я до сих пор его помню.
– Потому что первый раз всегда незабываемый?
– Прежде всего, потому что это был одна из самых важных игр в моей карьере. Нам нужно было обязательно выигрывать, что выйти на чемпионат мира 1966 года. Славу Богу, что Уве Зеелер был тогда в составе и забил решающий гол. Тогда был очень важный шаг в моей карьере, поскольку в следующем году я смог сыграть на ЧМ в Англии…
– …где вы стали звездой. Были ли вы удивлены, когда Хельмут Шён через несколько дней после вашего 20-летия и с шестью играми в Бундеслиге сразу же решил вас поставить в Стокгольме в стартовый состав?
– Это был очень смелый поступок – в таком важном матче поверить в меня. И я не был единственным новиком. Петер Гроссер также дебютировал тогда. У Руди Бруннемайера это был второй матч за сборную. Те же Хоттгес и Кремер тоже не слишком много играли за сборную. С Хаудегеном и Хансом Тилковски в составе у нас была гремучая смесь в Стокгольме. Тренер тогда сделал всё правильно.
– Какое самое главное впечатление у вас осталось после того матча?
– То, что ты имел поддержку в лице таких матёрых футболистов как Уве Зеелер, Карл-Хайнц Шнеллингер или Вилли Шульц. Они всегда поддерживали, что для дебютанта в такой решающей игре очень важно.
– Во вторник Филипп Лам провёл свой 103-й матч за сборную. Красивая история с двумя идолами мюнхенского футбола?
– Вообще, это очень курьёзная ситуация. Я могу лишь поздравить Филиппа Лама с тем, что он сыграл больше ста игр за сборную. Конечно, сегодня сборная играет намного больше, нежели в моё время. Филипп же, благодаря своему хорошему глазу, лёгкости и классному выбору позиции вкупе с футбольной мудростью, реже других будет попадать в ситуации, связанные с риском травмы.
– 103 матча за сборную – что это за показатель?
– Это показатель константных результатов в клубе, которые позволяют вызываться в сборную команду. Сегодня очень нелегко попасть в сборную. Всё из-за того, что выбор хороших футболистов увеличился, и всё зависит от твоей игры. Это значит, что ты должен быть особенным игроком, чтобы попасть в сборную.
– А потом?
– Потом будет легче. Если ты в составе и можешь там продержаться, то тогда тебе будет легче сыграть 100 и больше игр. Раньше это было тяжело сделать, потому что за год было меньше официальных игр. В 60-е и 70-е десять игр – это было, скорее, исключение. Мне повезло, что за все 12 лет игры в сборной я сыграл почти во всех встречах. Мне повезло, что у меня не было травм, и я всегда оставался в форме.
– По этой причине такой высококлассный игрок сборной как Михаэль Баллак остановился на 98, а Карл-Хайнц Руммениге – на 95 играх.
– В точку. Поэтому я впечатлён Филиппом Ламом, что он после тяжелого 2005 года преодолел все трудности и вернул себе место в основе. В 2004 году он стал игроком сборной, а в 2005 почти целый год был подвержен травмам. При его возвращении ему помогло его тело. Чем ты подвижнее, тем легче снова поверить в свои силы.
– Чему Лам обязан таким серьёзным результатам?
– Своей футбольной мудрости. Филипп Лам – настоящий пример для подражания. Я всегда поражаюсь, насколько великолепно он играет сейчас в центральной зоне полузащиты Баварии. А его постоянство! Я не знаю игрока, который уже столько лет играет на таком высоком уровне. Ни одного! Конечно, и у него бывают иногда неудачные игры, но они минимальны, и их могут узреть лишь настоящие эксперты.
– Вы сразу предугадали столь яркую карьеру Филиппу Ламу после его первой игры?
– Конечно, нет. Он был тогда таким же, как и я в своём дебютном матче в 1965 году. В футболе есть несколько футболистов, которым можно было предугадать звёздную карьеру. Это было с Пеле или Кройффом. Если сравнивать их с Ламом, то он не столь выдающийся игрок и не нападающий. Его сила – футбольные способности во всех областях игры. У него просто нет слабых мест. Всё равно, на какой позиции он играет. Единственная позиция, которая ему не подходит, так это позиция вратаря: для неё он слишком низкий.
– Как вы думаете, все ли прошлые тренеры ему настолько доверяли?
– Да, поскольку сначала Руди Феллер, затем Юрген Клинсманн, а сейчас Йоги Лёв всегда знали и теперь знают, насколько он хорош. Всегда можно было положиться на его надёжность и целеустремлённость. С другой стороны, видно, что он наслаждается игрой в сборной, потому что она на верном пути, и Йоги Лёв делает всё очень здорово.
– Капитанская повязка – ещё одно сходство с вами. Как он выполняет эту роль по сравнению с вами?
– Он настоящий предводитель, который ведёт за собой команду и который, как я уже сказал, является живым примером для подражания. Возможно, я в роли капитана был немного громче.
– Как бы вы описали стиль руководства Лама в сборной?
– Быть и оставаться капитаном в национальной сборной можно, только лишь показывая результат. Филипп не впечатляет общественность громкими словами и жестами, а просто отлично выполняет свои обязанности. Невысокий парень, но серьёзная личность, за которой пойдут люди.
– О какой игре за сборную Лама вы вспоминаете особенно?
– Поскольку Лам все игры провёл на высоком и очень высоком уровне, нет встреч, которые я особенно помню. Незабываема, конечно, игра против Коста-Рики. В нашем организационном комитете мы все надеялись на хороший старт команды. Именно гол Филиппа нас всех успокоил, и тот турнир прошёл для нас в плане атмосферы очень здорово.
– Вы оба принадлежите к типажу многосторонних защитников, имея очень много сходств…
– Причём я больше играл в центре, а он обычно – на краях. Я себя вижу, возможно, в несколько другой роли. Хотя и Филипп – тот игрок, который охотно идёт вперёд, много открывается, доставляет мяч нападающим. В целом же, если подумать, то можно найти действительного много общего. Даже сейчас, когда он играет за Баварию в центре поля.
– Как вы считаете, сможет ли стать Лам рекордсменом по числу игр за Германию?
– Филипп Лам уже сейчас может оглянуться на его фантастическую карьеру в Баварии и сборной. Но в свои 29 ему ещё суждено провести несколько удачных лет. Я веру, что в ближайшие четыре года он сможет стать рекордсменом. Если кто и сумеет обогнать Лотара Маттеуса с его 150 играми, то это только Лам. Конечно, есть ещё и Клозе с 130 играми, но Миро уже 35, и мы не знаем, продолжит ли он играть в сборной после чемпионата мира в Бразилии. Когда-нибудь Филипп станет рекордсменом. Я верю в этом.
– По сравнению с вами Филиппу Ламу в клубе «соток» не хватает коронации на международном поприще.
– С Баварией он выиграл много титулов. Но с национальной командой за последние годы на разных турнирах он не снискал успеха. В Бразилии у них будет для этого новый шанс. Я считаю, что шансы эти довольно велики. Если какая-нибудь команда из Европы станет обладателем золотых медалей, так это точно не Испания. Я ожидаю, что именно наша команда добьётся в Бразилии успеха. С таким сильным капитаном как Филипп Лам.