Благодаря тактически зрелой игре и голу в исполнении Матса Хуммельса в дебюте встречи, сборная Германии прошла французскую сборную и вышла в полуфинал ЧМ, где встретится с хозяевами турнира. В матче против дружины Дидье Дешама бундестим напомнил о себе самой времен мундиаля 2010 года и немного отрекся от своей первоначальной футбольной идеи. Бундестренер Йоахим Лев, изменив схему игру, доказал свою гибкость и учел ошибки прошлого. Будет сверхлюбопытно, как же Йоги выстроит тактическую модель на игру с «селесао», которые, хоть и без Неймара, но представляют серьезнейшую угрозу для Швайни и Ко.
Матс Хуммельс был признан игроком матча против Франции в составе Германии и должен был прийти на пресс-конференцию. ФИФА разрешает задать три вопроса лучшему игроку встречи. Защитник выглядел измождённым: усталые глаза и взгляд, обычно широкая улыбка на этот раз лишь изредка была видна на лице защитника сборной Германии.
Хуммельс делал всё возможное, чтобы как-то привести себя в лучшую форму. Он постоянно пил воду до и после вопросов. Лишь отвечая, он прекращал это занятие.
Немцы пробежали на семь километров больше, чем французы
Четвертьфинал на легендарной «Маракане» стоил каждому футболисту огромного количества сил и энергии. «Я был сегодня после игры просто никакущий и постоянно пил воду. У ребят была похожая ситуация», – признавался Хуммельс.
107,7 км пробежала немецкая дружина. Конечно, по сравнению с играми дортмундской Боруссии в ЛЧ, где игроки проматывали за матч 126 километров, результат довольно средний, но в игре с Францией Германия пробежала на семь километров больше, главным образом, в концовке.
По сравнению с предыдущими играми бундестим пришлось гораздо больше двигаться при отборе снаряда и порой тупо бегать за ним. Статистика владения в среднем была где-то 50 на 50. Достаточно необычно для игр с участием Швайни и Ко.
Владение мячом – не главная задача
Дружина Лёва доселе ориентировалась на доминирующую игру с мячом, как это привыкли делать в мюнхенской Баварии. Контроль над игрой, точность паса и доминирование были главными факторами успеха сборной. По этой же причине Лёв отрядил на место опорника Лама.
Этот момент в немецкой прессе был главной темой для дискуссий. Лёву ставили в укор его упрямство и консерватизм. Против Франции Лам вернулся на правую бровку.
Возращение от довольно спорной 4-3-3 к привычной 4-2-3-1 прошло на ура и не в последнюю очередь из-за отличного взаимодействия Сами Хедиры и Бастиана Швайнштайгера. Лёв не изменил себе в плане основополагающей расстановки, но сделал это в плане персоналий и тактических действий. Владение мячом на чужой половине поля было не первостепенной задачей. На этот раз основополагающей задачей было контролировать быстрое нападение противника.
Центральная тема: пахать и пахать
«В игровом плане у нас было мало моментов. Но в защите все отпахали, как надо», – сказал Хуммельс. Одной из задач был коллективный прессинг и отбор. Примечательно, что Лёв впервые на этом турнире подстроил команду под соперника, а не стал исповедовать свою игровую идею.
Команда быстро приняла эту тактику, и казалось, что она чувствовала себя в своей тарелке. Стоит вспомнить, что Германия на ЧМ 2010 года прошла в полуфинал, именно благодаря шикарной игре на контратаках, и с тех пор окончательно был похоронен миф о «германской машине». Игра немецкой сборной против Франции стала возвращением к базису всей немецкой игры.
Томас Мюллер, пробежавший больше всех, подтвердил вышеназванное наблюдение: «Мы прошли дальше. Теперь мы можем начинать игру стелящимися передачами из глубины, а также владеем искусством быстрого перехода в атаку».
Лёв в этом матче отказался от своей старой манеры – ротировать по ходу игры. Казалось, что он во что бы то ни стало хотел доиграть матч по плану А. Реакция на игру с французами показала, что он сделал выводы из ошибок прошлого. Иногда один шаг назад поможет сделать два вперёд.
«У меня есть чувство, что мы сможем и дальше играть в такой футбол», – размышляет Хуммельс. Несмотря на весь контроль мяча, ключ успеха заложен в игре без мяча. Убрав с поля Мирослава Клозе, Лёв решил выпустить Гётце – склонного к изысканной игре, но слабого в обороне и часто теряющего мяч игрока вместо настоящего бойца. В настоящее время сборная может позволить лишь одного такого футболиста, и его зовут Месут Озил.
Какое решение против Бразилии?
Лам был очень рад, что удалось избежать открытого футбола, как против Ганы и Алжира. Постоянные болтания в игре – это для капитана признак тактических оплошностей.
Соперник по полуфиналу Бразилия играет как раз в такой стиль футбола: атакующий, эмоциональный, агрессивный. Кстати, хозяева турнира – первая южноамериканская команда, которая станет на пути Лёва.
Наставник и его тренерский штаб ещё до начала турнира признали, что южноамериканцы заочно являются фаворитами. Низкий темп игры, такой как во втором тайме двух европейских тяжеловесов на «Маракане», с бразильцами не «прокатит». Слишком зрелищными были игры хозяев турнира против мексиканцев, чилийцев и колумбийцев.
Благодаря выходу в полуфинал, вся эта нервирующая дискуссия вокруг расстановки и тактики, избранной Лёвом, пока канула в лето. Победивший Францию состав, возможно, будет не самым правильным решением. Турнир в плане тренерский борьбы только начался.