Нынешний сезон, пожалуй, самый интересный в третьем дивизионе за всю историю немецкого футбола. Третья лига Германии состоит из таких клубов, как Мюнхен 1860, Кайзерслаутерн, Айнтрахт Брауншвейг, Карлсруэ – все в разные годы завоевывавшие титул чемпиона Бундеслиги. Соперничество им составляют Ганза, Цвиккау, Галлешер и Карл Цейсс – в прошлом чемпионы ГДР.
Как раз ситуация с одним из бывших чемпионов Восточной Германии подчеркивает тяжелое положение, в котором находится третий дивизион. Ганза в начале этой недели уволила со своих постов главного тренера Павла Дочева и спортивного директора Маркуса Тиле. Клуб из Ростока занимает восьмое место в турнирной таблице, отставая на двенадцать очков от второго места, гарантирующего попадание во вторую Бундеслигу. Руководство клуба посчитало, что менеджмент не оправдывает ожиданий.
Ганза в последний раз играла в Бундеслиге в сезоне 2007/08, а в третью лигу попала в 2012 году, и с тех пор ее не покидала. Судьба Ганзы была непростой. До прихода в клуб Дочева в 2017 году она никогда не поднималась выше десятого места. При Дочеве в прошлом сезоне клуб стал прогрессировать и сумел финишировать шестым.
Мюнхен 1860 и Юрдинген – две амбициозные команды – присоединились к нынешней компании из регионалок. Кайзерслаутерн и Айнтрахт Брауншвейг были переведены в третий дивизион из второго, хотя оба традиционно были на пороге того, чтобы подняться в первый. Другими словами, состав 3.Лиги образца 2018/19 подобрался весьма сильный.
Казалось бы, при такой жесткой конкуренции восьмое место в турнирной таблице после двадцати туров – неплохое достижение. Тем не менее, совет директоров решил рискнуть в надежде, что с новым тренером Ганза сможет побороться за путевку во вторую Бундеслигу. Причина состоит в том, что, несмотря на громкие имена, третий дивизион Германии не позволяет именитым клубам оставаться конкурентоспособными.
Главная проблема – доход от телетрансляций. «В третьем дивизионе клубы получают менее одного миллиона евро от телевидения. Во второй Бундеслиге клубы получают в среднем десять миллионов евро. То есть нам достается только одна десятая от того, что получает вторая лига, – заявил президент Унтерхахинга Манфред Швабль в интервью мюнхенской «Abendzeitung». «Система не работает. Поскольку клубы третьей лиги заранее поставлены в более жесткие условия выживания», – добавил Швабль.
«Мы должны собраться вместе и обсудить, хотим ли мы эту лигу в такой форме. Нам нужно создать среду, в которой клубы могут выжить. В противном случае нам приходится идти на финансовые риски», – добавил главный тренер Унтерхахинга Клаус Шромм.
Унтерхахинг – не единственный клуб, критикующий финансовую ситуацию в третьем дивизионе. Его «земляки» из Мюнхена 1860 недавно объявили, что им придется сократить расходы в бюджете, поскольку они больше не хотят зависеть от денег, предоставленных клубу иорданским инвестором Хасаном Исмаиком.
Без денег Исмаика или денег других инвесторов клуб будет вынужден сокращать бюджет. «Я разговариваю со многими компаниями и надеюсь завоевать доверие многих. Но большинство компаний несколько осторожны, когда дело доходит до инвестиций в наш клуб», – заявил в середине декабря генеральный директор 1860 Майкл Шарольд.
1860 вернулся в профессиональный футбол в мае после сезона в региональной лиге Бавария. Весной 2017 года клуб опустился в третью лигу из второй, но не смог оплатить лицензионный сбор и чудом избежал финансового краха, отделавшись годом в регионалке. Правда, мюнхенцам хватило одного сезона, чтобы вернуться в третий дивизион.
Финансовая ситуация в 2017 году и порой непростые отношения с инвестором Хасаном Исмаиком мешают клубу искать альтернативный доход от других инвесторов. Один из вариантов – продажа игроков, стратегия, которая несколько раз спасала клуб в прошлом. Но большинство игроков третьего дивизиона стоит всего несколько сотен тысяч евро, а этого явно недостаточно, чтобы поддерживать клуб финансово в долгосрочной перспективе.
На самом деле единственной реальной возможностью финансового благополучия является продвижение во второй дивизион, который предоставляет доступ к большему количеству телевизионных денег. Это то, что в конечном итоге стоило Дочеву его работы в Ростоке, так как Ганза готова рискнуть и пойти ва-банк. Но так как лига полна сильных команд, и только двум клубам гарантировано «повышение» (команда, занявшая третье место в таблице, будет вынуждена играть плей-офф с клубом второй лиги), ставки оказываются высоки, возможно, слишком высоки для большинства клубов, соревнующихся в этом дивизионе.
В целом, третий дивизион является слабым звеном немецкой футбольной пирамиды. Крупнейшая страна Европы по численности населения имеет более чем достаточно клубов, чтобы заполнить ими три главные лиги. И третий дивизион заслуживает большего к себе внимания, в том числе и финансового.