У каждого клуба, не только футбольного, есть в спортивной карьере такие матчи. Матчи с большой буквы, которые входят в золотой фонд, о котором вспоминают поколениями, о котором ходят легенды. Есть такая игра и у Фортуны из Дюссельдорфа. Судьба-злодейка подшутила над командой, которой, вопреки ее названию, редко улыбалась удача. Однако именно в Дюссельдорфе лучшим матчем Фортуны считается тот в котором она проиграла. А, возможно, и что-то выиграла. В конце концов, иногда от поражения до победы - один шаг.
Шла пятая минута матча, когда Карлес Решак получил мяч вблизи штрафной площади ворот Фортуны, сместился в центр и сделал великолепный пас в разрез обороны Фортуны на набегавшего с правого фланга Тенте Санчеса. И тот, выйдя один на один с голкипером, послал мяч точно в угол ворот над бросившимся под удар Йоргом Даниэлем.
Барселона повела в счете 1:0 в финале Кубка обладателей Кубков сезона 1978/79. Казалось, что матч пойдет по заранее известному сценарию.
Барселона к тому времени ни разу не завоевывала европейские трофеи (если не считать почившего в бозе в 1971 году Кубка ярмарок, где каталонцы были лучшими трижды). Да и дома ныне одному из самых титулованных клубов планеты удалось одержать верх над остальными всего лишь раз за предыдущие 19 лет существования Ла Лиги. И все же, уже тогда Барселона была одной из известнейших команд не только в Европе, но и в мире.
Бывший форвард Фортуны Томас Аллофс вспоминал позднее: «Мы, конечно, не были фаворитами в этом матче. Примерно тридцать тысяч болельщиков приехали на игру из Испании, и море желто-красных флагов, которые были повсюду, почти физически душили тебя».
Резюме Фортуны было намного беднее, даже дома, в Бундеслиге. Клуб образовался в 1919 году путем слияния. В 1895 году в Дюссельдорфе был основан гимнастический клуб, названный «Turnverein Flingern» («Турнферайн Флингерн», или ТВ «Флингерн»). Позже в городе появились ещё два спортивных клуба — «Düsseldorfer Fußballklub Spielverein» («Дюссельдорфер Фусбаллклуб Шпильферайн», основанный в 1908 году) и FK Alemania 1911 («ФК Алемания 1911» , появившийся на свет в 1911). В 1913 году «Дюссельдорфер» и «Фортуна 1911» объединились в «Düsseldorfer Fußball-Club Fortuna 1911» («Дюссельдорфер Фусбалл-Клуб Фортуна 1911»), а уже в 1919 ТВ «Флингерн» присоединился к «Фортуне» и был образован «Düsseldorfer Turn- und Sportverein Fortuna» («Дюссельдорфер Турн- унд Шпортферайн Фортуна»). Именно в честь первого гимнастического клуба на футболках Фортуны красуется цифра 95 после буквы F.
Однако возраст и традиции не являются залогом успеха. Фортуна единственный раз выигрывала чемпионат Германии, случилось это в далеком 1933 году, за тридцать с лишним лет до образования Бундеслиги. Тогда одним из ключевых игроков клуба был Пауль Янес, защитник, лидер по выступлениям за сборную страны до появления Уве Зеелера.
То, что Янес до сих пор является самой главной легендой клуба, говорит не только о том, насколько он был хорош, но и о том, сколь мало поводов для радости было у болельщиков после чемпионского 1933 года.
Одной из главных проблем Фортуны было то, что она играла в любительской западной Оберлиге, одной из пяти региональных лиг, существовавших до образования Бундеслиги в 1963 году. Ее партнерами были соседние Дортмунд, Шальке, Кельн и Эссен, значительно превосходившие дюссельдорфцев в классе.
Однако в одном Фортуна была лучше: в кубковых турнирах. Именно поэтому она смогла дойти до финала Кубка обладателей Кубков, проходившего 16 мая 1979 года на швейцарском стадионе «Санкт-Якоб Парк» в Базеле.
И именно поэтому ранний гол Санчеса не смутил Фортуну. Всего три минуты спустя Руди Боммер заставил голкипера Барсы Педро Артолу продемонстрировать все свое мастерство, спасая ворота. Удар с 12 метров был не то, чтобы сильным, но мяч пролетел мимо семи пар ног, и Артола заметил его полет лишь в последний момент. Он не смог удержать мяч, и сразу трое игроков бросилиси к нему – Томас Аллофс, его брат Клаус, а также защитник каталонцев Мигели. Томасу удалось протолкнуть мяч за линию ворот.
Прошло всего четыре минуты, и Герд Зеве, пытаясь остановить ворвавшегося на всех парах в штрафную Франциско Карраско, сделал подкат, но не попал в мяч и лишь снес каталонского вингера. Арбитр, не раздумывая, назначил пенальти.
До сегодняшних дней дошла история, что немцы тогда были не согласны с решением арбитра. В книге о классических европейских матчах «Fussball Europapokal Sternstunden» Карл-Хайнц Мразек пишет о «разъяренных» игроках Фортуны и о «горячих дебатах» с судьей.
Это миф. Нарушение было слишком явным, а решение арбитра неоспоримым. Никто из игроков Фортуны ни словом не обмолвился с судьей. Однако, понятно откуда растут ноги у этого мифа. Название клуба восходит к римской богине удачи. Однако «госпожа Удача» в тот момент буквально рассмеялась команде в лицо.
За два года до этой игры Дюссельдорф вылетел из Бундеслиге из-за того, что дортмундская Боруссия не смогла сыграть даже вничью с жалким Хоффенхаймом в последнем туре. Так что, отсутствие фортуны было привычным делом для Фортуны.
Кстати, говоря, что Фортуна была хороша в кубках, надо добавить, что распространялось это только до финального матча. До игры с Барселоной Дюссельдорф пять раз выходил в финал Кубка Германии и не выиграл ни один из них.
Первые четыре из них были проиграны после единственного пропущенного гола (причем дважды – в добавленное время). Пятым был финал Кубка 1978 года против Кельна. Фортуна выглядела предпочтительнее весь первый тайм и начало второго, но неожиданно пропустила гол со штрафного. А на последней минуте Кельн для верности забил еще.
К счастью для Дюссельдорфа, через две недели Кельн выиграл еще и Бундеслигу, что позволило Фортуне стать участником турнира Кубка обладателя Кубков и дойти до игры в Базеле.
Карлес Решак установил мяч на одиннадцатиметровой отметке. Голкипер Фортуны Йорг Даниэль позже вспоминал в одном из интервью: «Во время бега он на мгновение затормозил, надеясь увидеть, как я делаю движение в одну из сторон. Но я просто остался стоять на месте». Решак ударил в левый угол, и Даниэль без труда смог взять мяч.
Чуть позже Даниэль спас свои ворота, дотянувшись до мяча одной рукой, от опасного удара головой капитана Барселоны Хуана-Мануэля Асенси, замыкавшего навес Йохана Нискенса. На 34 минуте голкиперу немцев удалось парировать ногой удар Карраско с острого угла, однако на подборе первым оказался Асенси, который и забил второй гол. Счет стал 2:1 в пользу каталонцев.
И снова немцам удалось отыграться очень быстро, еще до перерыва. На 41 минуте защитник Дюссельдорфа Герд Зиммерманн дальним ударом, заставившем мяч пролететь по диагонали около сорока метров, сделал пас в штрафную Барселоны, где Вольфганг Зеел сумел получить его и сравнять счет.
В перерыве немецкие журналисты взяли мини-интервью у Пауля Янеса. «Я уже много лет не видел настолько великолепного и захватывающего матча», - сказал он. «Фортуна дает хороший бой Барселоне и вполне имеет шанс выиграть трофей».
В перерыве около десяти тысяч фанатов Фортуны, присутствовавших на игре, успели вывесить баннер, на котором было написано «Леди, мы с вами!».
Многие немцы, наблюдавшие за игрой по телевизору, были удивлены столь многочисленной поддержке своей команды на трибунах. Ведь тогда, и вплоть до нового века, Дюссельдорф не считался «футбольным» городом Германии.
В краткой истории клуба, написанной Гернотом Спеком в 1999 году, говорится, что где-то глубоко в душе дюссельдорфцы любили свою Фортуну. Но демонстрировали это только тогда, когда команда выступала успешно. Однако воздерживались от демонстрации в дни провалов. Возможно, рассуждает Спек, это было простым проявлением снобизма жителей города.
Такое отношение изменилось чуть более десяти лет назад. Удивительно, но случилось это в том момент, когда команда свалилась на четвертый уровень пирамиды немецкого чемпионата. К слову, у соседей Дюссельдорфа, кельнцев, произошло нечто подобное, когда команда вылетела из Бундеслиги. С тех пор «саппорт» Кельна просто невероятный.
В самом Дюссельдорфе популярность команды резко возросла, когда местная панк-рок группа «Die Toten Hosen» стала спонсором футболки клуба. Два сезона Фортуна играла в майках с изображением черепа и пересеченных костей, что сделало ее очень популярной среди горожан.
С шестидесятых по девяностые годы главной спортивной ареной города был не «Рейнстадион», домашняя «поляна» Фортуны, а спортивный комплекс на Бремштрассе, вмещавший в себя до 10000 зрителей, где играл хоккейный клуб «Dusseldorfer EG». Это была самая «атмосферная» арена, пожалуй, во всей стране, вне зависимости от вида спорта. В то время, кстати, не редкостью было, когда футболисты меняли свою профессию, становясь хоккеистами.
Как и многое другое, сейчас изменились и приоритеты жителей Дюссельдорфа. Сегодня Фортуна собирает на свои матчи в среднем по 30000 болельщиков, даже если играет во втором дивизионе. А «Dusseldorfer EG» существует и поныне, и несколько лет назад все та же «Die Toten Hosen» стала ее спонсором, спася, таким образом, от финансового краха.
Мало кто пог предугадать все эти повороты судьбы в тот вечер в Базеле. А «качели» в той игре продолжались и после перерыва. «Госпожа Удача» могла повернуться лицом как к той, так и к другой команде.
За девять минут до окончания основного времени матча Фортуна потеряла Циммерманна из-за травмы. Учитывая, что еще на 25 минуте команда осталась без другого защитника, Дитера Брая, это был сильный удар.
Основное время матча закончилось вничью 2:2, и командам предстояло сыграть еще 30 минут. На 103 минуте римская богиня вновь повернулась к Фортуне спиной. Герд Зеве поскользнулся и упал около своей штрафной, и мяч после удара Решака, срикошетив от спины лежащего защитника, обманул вратаря и влетел в сетку.
После небольшого перерыва, семь минут спустя, Ганс Кранкл, казалось, подводит черту под игрой, доведя счет до 4:2. Конец? Совсем нет.
За шесть минут до конца дополнительного времени Франциско Мартинес блокирует удар Боммера с близкого расстояния, однако Зеел успевает первым к мячу и добивает его в сетку ворот. 4:3. Барселона могла потерять реальный шанс завоевать свой первый европейский трофей. Но она смогла удержать победный счет.
После финального свистка на Фортуну обрушился водопад похвал. Однако в истории остались слова Вольфганга Зеела немецким журналистам: «Я бы предпочел играть плохо и победить, чем сыграть хорошо и снова проиграть».
Пять недель спустя «проклятие финалов» будет снято в очередном финале Кубка Германии, когда именно Зеел забьет победный гол Герте в Ганновере за четыре минуты до конца дополнительного времени. А год спустя Фортуна возьмет второй подряд Кубок страны.
Несмотря на эти две победы, финальный матч Кубка Кубков с Барселоной остается в памяти болельщиков как самый великий в истории команды. И даже факт, что он завершился поражением, говорит многое о клубе.
5 мая 2015 года Фортуна (Дюссельдорф) отпраздновала свой 120-й юбилей. В этом сезоне она вернулась в Бундеслигу. Римская богиня снова одарила ее своей улыбкой.